Арчи (archi_dotby) wrote,
Арчи
archi_dotby

Благородный жулик

Хорошо написал, бестия! Большой талант – чужие мысли излагает так, как будто он с ними родился!.. Да, недаром из полка его прогнали за шулерство
Максим Горький
«Русский царь»



Я это сделал.

Проглотил «Донские рассказы».
Чудесно и страшно.
Советская власть не понимала, что делала, когда дозволяла их печатать...
Прикончил «Тихий Дон».
Мощный роман. Могучее полотно...
Даже удивительно, что «Война и мир», например, на слуху, а это... Виноват, конечно, политически ангажированный строй – там ведь все, и красные в особенности, без прикрас. Мягко выражаясь.
Как вообще пропустили, не приложу ума...

Милитаристам всех мастей – strongly recommended.
В этих книгах всё, что нужно знать о войне.
Весь ужас войны со своими, который на диване и представить невозможно.

На этом фоне как-то отошел на третий план вопрос, занимавший меня много лет – об авторстве, со всеми научными исследованиями и конспирологическими теориями о Шолохове-плагиаторе.
Я почитывал публикации, изучал хитрую казацкую рожу на портретах – не вызывающую, прямо скажу, уверенности в могучем интеллекте... Баловался, словом, а почитать как-то не удосуживался.
Но вот – свершилось.

Итак, ознакомившись с первоисточниками, заявляю: могло быть всё.
То есть, очевидно: рассказы и роман стилистически различны и технически неравноценны. Однако, корень этого – в требованиях формы.
Длинная и короткая прозы и построены неодинаково, и решают принципиально разные задачи. По выражению Веллера, это линкор и торпедный катер. У первого и вооружение, и броня, и стратегическая мощь, заточенные на страшные глубины и гигантские пространства. Зато второй с мелкой осадкой и маневренностью легко шныряет среди малых островков и проникает в тонкие проливы, первому просто недоступные.
По-разному устроены и писатели – универсальных нет. Либо ты Федор Михалыч – либо Антон Палыч. А ежели, как Николай Васильич, рожденный для малых форм, берешься за условные «Мертвые души», то и получается, по правде, набор анекдотов, коий и романом-то не называешь, разве что поэмой, а второй том и вовсе принимаешь за лучшее сжечь...
Вот Михал Михалыч – единственный ныне живущий гений (Виктору Олегычу сто́ит еще чуть дорасти) – говорит: у меня короткое дыхание. Это честная оценка реальности. А универсальность таланта означает невысокую планку этого самого таланта...

Вернемся теперь к Михал Алексанычу.
Прочитав пронзительные рассказы и грандиозный роман, склоняюсь все же к тому, что авторы у них разные. По крайней мере, одно из двух писалось с использованием чужих рукописей методом экстремального редактирования. Или, чем не шутит черт, всё это вообще негритянский литпроект, созданный Партией и Правительством для завоевания Нобелевской премии.
Думаю – гнида он всё-таки. Чую подвох...
Но.
Мне грязное белье перестало быть интересным. Точнее сказать – перешло в сугубо развлекательную ни на что не влияющую плоскость.

При всей моей гражданской щепетильности в вопросах копирайта/лефта – я Шолохову просто благодарен.
Такая, знать, судьба: тексты получили эту фамилию.
С точки зрения Мировой Революции сие не имеет никакого значения.

А отрешившись, наконец, от этой возни, замечу напоследок.
Из шести наших русскоязычных Нобелевских лауреатов по литературе Михаил Александрович Шолохов – достойнейший.
С большим отрывом, между прочим.
Tags: быт
Subscribe

  • Душа и деньги

    Я подумаю об этом завтра Скарлетт О ’ Хара Мне тут один френд в ЖЖ написал – дык ты, мол, романист, тебе деньги плотют? И…

  • Самый проклятый вопрос

    Если у вас есть сад и библиотека, у вас есть все, что вам нужно Марк Туллий Цицерон «To Varro, in Ad Familiares IX, 4» Каждое…

  • О везении

    Кому повезет, у того и петух снесет Глеб Жеглов Усаживаясь на балконе с карандашом и кружкой, накидываю лапсердачок, укоризненно глядя на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments